Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Практикум История География Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

Такова уж природа искусства: художник не может страдать в одиночку. (Ханс Келлер)


Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Раздел подготовлен при участии портала Иконовед.рф, посвящённого русской иконописи, православному искусству и культуре.



Новодевичий монастырь. Основание и строительствоНоводевичий монастырь. Основание и строительство  
Новодевичий Богородице-Смоленский женский монастырь — замечательный архитектурный памятник XVI – XVII веков. Являясь одним из звеньев обороны Москвы, он сыграл особую роль в русской истории. Основал его Великий князь московский Василий III в 1524 году. Великий князь пожертвовал новооснованной обители земельные угодья и три тысячи рублей. Тогда же начались строительные работы. Крепость-монастырь заложили юго-западнее столицы возле Девичьего поля на излучине Москвы-реки, на левом берегу. С западной и южной сторон его прикрывала река, а на севере естественной защитой служил глубокий овраг...

Новодевичий монастырь. Комплекс зданийНоводевичий монастырь. Комплекс зданий  
В последней трети XVII века комплекс Новодевичьего монастыря был перестроен. Царевна Софья, бывшая регентшей при своих малолетних братьях Петре и Иване, субсидировала эти работы. Особая любовь царевны к обители объяснялась тем, что она подолгу жила здесь, превратив монастырь в личную резиденцию. По приказу Софьи перестроили крепостные стены и башни, над проездными воротами возвели новую трапезную с Успенской церковью, две надвратные церкви, колокольню, здания келий, больницу и множество хозяйственных построек, караульни. К концу XVII века архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря в основном сложился...

Иконостас Смоленского собора в Новодевичьем монастыреИконостас Смоленского собора в Новодевичьем монастыре  
Два последних десятилетия XVII века — самый значительный период в истории монастыря. Руками двухсот сорока двух мастеров он был полностью преображён. В эти годы в монастыре строили храмы и кельи, трапезные палаты и колокольню. Украшали интерьеры новых и древних церквей. Стилистика московского барокко становится камертоном всего архитектурного ансамбля. Многоцветный облик новых церквей — двухцветная, а иногда и полихромная окраска фасадов, золочёные главки, зелёные, красные и чёрные кровли — оказывал мощное цветовое давление на более древние, одноцветные, построенные на «гладкое дело» храмы и низкие, с тяжёлыми башнями и крытыми боевыми переходами стены...

Иконостасы эпохи барокко в Новодевичьем монастыре  
Для новых церквей Новодевичьего монастыря в конце XVII века было сделано шесть иконостасов. Два из них — в зимнюю Успенскую церковь и в надвратную Преображенскую — создал крупнейший иконописец этого времени Карп Золотарёв. До наших дней дошёл только второй иконостас...

Художественные особенности иконостасов Новодевичьего монастыряХудожественные особенности иконостасов Новодевичьего монастыря  
Изучение художественных особенностей иконостасов подтверждает представление о большой творческой активности русских иконописцев этой эпохи. Практически каждый элемент иконостаса — от конструкции, общего замысла до стилистики иконы и характера орнамента — подвергается индивидуальному авторскому осмыслению. Иконостас теряет типичный для него прежде характер жёсткости, застывшей линейной преграды, отделяющей алтарь от четверика. Он всё чаще осмысляется как внутренний храм со своею образностью, кругом идей и храмовой иерархией. Иконостас этой эпохи смотрит в храм как бы от лица идеальной церкви, отражающейся в непосредственном живом церковном действии...

Новые тенденции в иконостасах эпохи барокко Новодевичьего монастыряНовые тенденции в иконостасах эпохи барокко Новодевичьего монастыря  
В целом можно отметить несколько общих для всех мастеров, делавших во второй половине 80-х годов XVII века иконостасы для Новодевичьего монастыря, нововведений в структуру иконостаса. Например, мы наблюдаем устойчивую тенденцию замены традиционного изображения «Спаса в силах» в среднике деисусного чина на «архиерейский» образ (как называют его источники), а также большой интерес к резным живописным фигурам, венчающим верх иконостаса. Так, в иконостасе Преображенской церкви семиярусный резной чин с Распятием, завершающим иконостас, был дополнен парными скульптурами ангелов у царских врат и резными живописными фигурами ангелов у средников икон верхних рядов...

Список литературы:
1. Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублёва. М., 1976.
2. Цюрик Л. В. Словарь художников и мастеров, работавших в Новодевичьем монастыре в XVI-XVII вв.// Овсянников Ю. М. Новодевичий монастырь. М., 1968.
3. Макаров Г. А. Стены и башни Новодевичьего монастыря в Москве. 1990 // Реставрация и исследование памятников культуры. М., Вып. III. С. 116.
4. Свящ. Кузнецов И. И. Копии документов из архива Оружейной палаты (1667-1693). // ФРМНДМ. 104027/133.
5. Машков И. П. Архитектура Новодевичьего монастыря в Москве. М., 1949. С. 17.
6. Шведова М. М. Маргиналии на книгах библиотеки Новодевичьего монастыря // Археологический ежегодник. М., 1986.



    • Главная   • Библиотека   • Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.