Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть. (Карл Брюллов)


Мозаичная мастерская Фроловых: расцвет и слава

Династия Фроловых – лучших мозаичных мастеров XIX века

А.А. Фролов неожиданно умер в разгар работы над первым крупным заказом, полученным для своей мастерской – оформление интерьера храма Спаса на крови. Он скончался 19 июня в 36 лет.

Мастерская мозаики, одна из самых успешных в России, не осталась без руководителя – и её возглавил младший брат А.А. Фролова – Владимир Александрович. Несмотря на то, что он был ещё слишком молод для подобной деятельности и ещё только постигал художественную науку, обучаясь на живописном отделении Академии художеств, В. Александрович всё бросил и взял в свои руки бразды управления мастерской по изготовлению мозаики с помощью нового метода, изобретённого А.А. Фроловым.

И мастерская продолжала работать в полную силу под руководством В. Александровича Фролова в следующие годы, работая без перерыва 20 лет и создавая новые мозаичные шедевры.

В эти годы мозаичное предприятие династии Фроловых достигло своего расцвета. Они создавали все более качественные мозаичные композиции, шлифуя свой метод изготовления мозаичных узоров, вырабатывали собственный творческий стиль, работая в слаженных группах.

Мозаичные мастера Фролова не только выполняли государственные заказы и работали на частные лица, но и вплотную занимались реставрацией храмов. Например, в 1897 году мастера Фролова занялись реставрацией мозаичных украшений храма Софии Новгородской, а в 1899 году на цементном растворе появилась их художественная мозаика - известная «Полтавская баталия» М.В.Ломоносова. Эти годы стали самыми светлыми и продуктивными для мастеров мастерской Фролова.


Храм Воскресения Христова (Спас на крови) Мозаика
С.-Петербург. Храм Воскресения Христова (Спас на крови).
Мозаика. XIX век. Смальта.
Мастерская Фроловых.

Сорок мастеров в течение двенадцати лет работали над составлением мозаичных украшений храма Воскресения Христова, создавая настоящие художественные шедевры идейно-образной структуры храма. Это было главным заданием для мастеров этого предприятия, венцом их деятельности.

Эта мозаика являлась отражением художественного вкуса и мастерства мастеров, которые придерживались традиций декоративности и монументальности изображений, используя специальный материал – смальты.

Над храмом работали настоящие профессионалы, не все имена которых сохранились в истории. Но мы знаем имена некоторых из них: В.С.Кузнецов, И.М.Баранов, Г.Ф.Батюшков.

Благодаря этим мозаикам в храме Спаса на крови, мастерская Фролова и его мастера, собранные под его руководством, прославилась на весь мир. Можно даже сказать, что именно мастерская Фролова смогла вновь пробудить интерес к искусству мозаики как ведущему и значимому монументально-декоративному искусству.

Мозаика всегда останется современной, несмотря на свою древнюю историю, происходящую ещё со времен Шумерской цивилизации. Самые первые мозаичные украшения, созданные в III тысячелетии до нашей эры, были необходимы для придания поверхностям гладкости. Уже потом мозаикой стали украшать посуду, стены храмов, музыкальные инструменты и мебель. В России мозаика пользовалась популярностью, так как многие использовали мозаику для создания современного индивидуального интерьера. Благодаря же большому выбору техники и материалов, а особенно цветовых сочетаний, мозаикой можно было украшать даже неровные поверхности. К тому же, мозаика устанавливалась на века, так как используемый камень для мозаики отличается морозоустойчивостью, экологичностью, прочностью. Можно сказать, что другого такого материала, который можно было бы сравнивать с мозаикой по долговечности и прочности, не существует до сегодняшнего времени.

Следующая страница: Мозаики Исаакиевского собора Санкт-Петербурга

    • Главная   • История смальты   • Мозаики Российской империи   • Мозаичная мастерская Фроловых: расцвет и слава  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.