Смальта.ру - информационный портал о смальте, стекле, мозаике. +7 (916) 616-48-72  
  СМАЛЬТА.РУ - Все о смальте Книги и розетки Татьяны Латуковой  
  Практикум География История Палитра Студия Галерея  
 

Всё о смальте Практикум История Римская мозаикаРанне-христианский периодВизантийские мозаики из смальтыМозаика из смальты в Древней РусиМозаика в доколумбовой АмерикеМозаики Российской империиСоветская мозаикаГеография Палитра смальты Студия мозаики Галерея мозаики

Только ведущий аукциона может беспристрастно и одинаково восхищаться всеми школами искусства. (Оскар Уайльд)


Мозаичная мастерская Фроловых: начало

Первая частная мозаичная мастерская в России

Александр Никитич Фролов в 1880-е годы возглавил мозаичное отделение Академии художеств, и затем стал основателем династии русских мозаичистов. В конце XIX века Фроловы стали широко известны в художественных российских кругах.

Александр Александрович Фролов, сын Александра Никитича, основал самую первую мозаичную мастерскую. Второй сын, Владимир, тоже занимался мозаичным делом и участвовал в улучшении технологического процесса набора мозаик.

А.А. Фролов также интересовался достижениями западных специалистов в области мозаики, а ещё древнерусскими секретами мастерства. А.А. Фролов получил образование архитектора, и долгое время исполнял обязанности техника в мозаичном отделении Императорской Академии художеств.

Новые мозаичные предприятия открывались по всему миру во второй половине XIX века. Это были и новые мозаичные фирмы в Западной Европе, и мозаичные мастерские в Венеции: известная «Societa Musiva», а также знаменитое предприятие Антонио Сальвиати, которое он открыл в 1862 году, изготавливая смальтовую мозаику. В тот момент и в Париже открываются два мозаичных предприятия: одно при Гобеленовой мануфактуре, вторая – мастерская под управлением Жильбер-Мартена.

В 1889 году в Берлине открылась компания «Пуль и Вагнер», которая также занималась художественной мозаикой. Этой компании покровительствовал германский Императорский Дом, поддерживая все их разработки и планы.

Благодаря технологиям, которые удешевляли производство мозаики, она становилась более доступной для многих людей, которые раньше и помыслить не могли о подобном украшении. Тогда же была введена практика обратного набора мозаики, так называемый «венецианский» метод, а также более дешёвый и быстрый набор мозаики. Тогда же профессиональные художники в мастерских были заменены на подмастерьев и техников-мозаичистов, что, кстати, не всегда положительно отражалось на качестве готовой продукции, зато положительно воздействовало на снижение стоимости мозаики, что позволяло продавать её в другие города и страны.

Ближе к концу XIX века А. А. Фролов был вынужден придумать другие способы работы с мозаикой, так как в это время зарубежные конкуренты изрядно потеснили российские предприятия с рынка. Уже в 1870-1880 гг. некоторые церкви в Ливадии и Севастополе украшали мозаикой итальянские предприятия.

Репродуктивный (обратный) метод набора мозаики, которым пользовались российские мозаичные мастера, занимал много времени и требовало вложение огромного количества сил и средств. Например, украшение мозаикой Исаакиевского собора растянулось на очень много лет из-за подобного несовершенного метода.

Также появление моды на декоративность цвета и монументальные формы привело к интенсификации художественной жизни в России.

А. А. Фролов к январю 1888 года полностью разработал план по улучшению мозаичного труда, представив конференц-секретарю Академии художеств П.Ф.Исееву докладную записку с подробным описанием способов, которые должны были улучшить дела мозаичных мастерских в России.

А.А. Фролов предлагал совершать выполнение мозаичных работ быстрее, чем раньше, выполнять мозаичные работы с любого оригинала, делать картину прочной и одновременно с наличием художественных достоинств, создавать мозаичную работу в пять раз дешевле, а также уменьшить вес мозаики, что должно было упростить перевозку и установку необходимых мелких деталей. Пожелание Фролова было удовлетворено, и ему позволили изготовить по новейшим технологиям голову херувима в образе св. Марка с помощью одного рабочего, а также используя казённый материал. После удачного выполнения этого заказа в России начался период необыкновенной популярности мозаики.

Следующая страница: Мозаичная мастерская Фроловых: успехи и трудности

    • Главная   • История смальты   • Мозаики Российской империи   • Мозаичная мастерская Фроловых: начало  
 
  Практикум География История Библиотека Палитра Студия Галерея  
  о проекте контакты карта сайта  
 

© Smalta.ru, 2007-2018. Смальта, стекло, мозаика.
Изготовление монументальных и художественных мозаик, панно, картин.
История мозаичного искусства, новости мира мозаики, галерея мозаичных работ.